Главная » Статьи » Мои статьи |
Методика направляющего текста была разработана в 70-е годы на западногерманских промышленных предприятиях. Обучающие стояли тогда перед проблемой освобождения от старых методов профессионального обучения. Четырехуровневый метод обучения, структура которого была представлена элементами: введение, инструктаж преподавателя, повторение за преподавателем и тренировка, не оправдывал себя в новых условиях организации производства, не отвечал требованиям предъявляемым к современному рабочему. Было принято направление на организацию самостоятельной работы учащихся. В учебный процесс стал активно внедряться метод проектов, в соответствии с которым учащиеся должны были самостоятельно выполнять большие проекты по чертежам. Очень скоро выяснилось, что темп работы отдельных учащихся или групп был различным, в связи с этим возникали затруднения в формировании профессиональных навыков на одном уровне владения. Кроме этого, обучающиеся часто обращались за помощью к обучающему, а он не мог одновременно и преподавать теорию, и консультировать, и распределять время работы на станках, проверять выполнение упражнений и т. д. Проявились все организационные проблемы, когда обучение «децентрализуется», т. е. когда подростки самостоятельно организуют процесс учения. В этой сложной с методической точки зрения ситуации была разработана методика направляющего текста. Основная концептуальная идея направляющих текстов - «обучи себя сам», суть ее заключалась в приучении обучающихся к самостоятельной работе, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом. Предполагалось, что направляющий текст, информационный текст, а также аудиовизуальное сопровождение должны были стать средством руководства самостоятельной работой обучающихся и заменить устный инструктаж мастера. Обучающие шаги методики направляющего текста. 1. Знакомство с поставленной задачей. Исходным пунктом обучения является сформулированное профессионально-практическое задание, «обучающее задание». Сама постановка задания должна воплощать обучающие цели, к которым стремятся ученики, она должна быть доступной, чтобы подростки смогли решить ее самостоятельно. В начале обучения учитель представляет задание и вместе с ним обучающие цели. Он поясняет, что для выполнения задания ученику необходимо воспользоваться направляющим текстом - средством организации самоуправляемого учения, и знакомит со структурой и содержанием направляющего текста. Направляющий текст представляет собой содержательный и методический компонент. Содержательный компонент дает направление к поиску информации, которая нужна для выполнения деятельности и является базой знаний и профессиональных навыков. Методический компонент содержит информацию о последовательности шагов теоретического обучения и выполнения практического задания. 1. Теоретическая работа. Во второй фазе учащиеся начинают работать над теорией, изучая информационные тексты, рассматривая схемы, таблицы и модели. Направляющие тексты организуют познавательную деятельность учащихся с помощью наводящих вопросов, которые помогают определить необходимую теоретическую информацию для выполнения учебных заданий. Задача этого этапа заключается в том, чтобы научить учащихся с помощью наводящих вопросов самостоятельно находить необходимую для себя информацию из различных источников (книги, таблицы, руководство по эксплуатации, нормативные листы и т.д.). Обучающий является консультантом и вмешивается в учебный процесс только тогда, когда обучающийся запросит информацию или когда имеются какие-то помехи в работе. 3. Оценка теоретической работы. После изучения теоретической информации у учащихся возникает потребность обменяться с одноклассниками мнениями о прочитанном материале, чтобы проверить, правильно ли они поняли информацию. На этом этапе обучающий может проверить, имеют ли обучаемые достаточную теоретическую базу знаний для выполнения практического задания. 4. Планирование. После проработки теоретических основ и обмена мнениями о том, все ли правильно понято, начинается работа по планированию. Учащиеся должны определить свои шаги деятельности, выбрать инструменты, машины, материалы и т.д. Во время фазы планирования обучающий также ограничивается ролью консультанта. 5. Исполнение и контроль. После того, как создан план выполнения задания, начинается практическая деятельность. Учащиеся в соответствии с разработанным планом выполняют задание. И здесь обучающий, как правило, является консультантом. Он вмешивается только тогда, когда учащиеся работают явно неправильно и это не приведет к достижению цели, или когда они, несмотря на усилия, не достигают частной цели, или нарушают правила техники безопасности, что может повредить их здоровью. В других случаях обучающий не вмешивается. Если ставится сложное комплексное задание, то имеет смысл потренировать новые навыки в упражнениях, прежде чем учащиеся используют лх при выполнении задания. Обучающий должен иметь наготове такие упражнения. Будут ли обучающиеся упражняться и как долго, они решают, как правило, сами. В практической работе обычно используется самоконтроль учащихся - визуальный и функциональный, чтобы выявить, достигнута ли заданная величина. Общая оценка дается, в соответствии с методом направляющего текста, в последней учебной фазе. 6. Оценка и заключение. По окончании практической работы проводится оценивание. При этом сначала учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты. Вспомогательными средствами служат оценочные и контрольные листы. Интересна для учащихся и взаимопроверка. После самооценки педагог дает свою оценку. Она направлена на качество результата труда и процесса обучения. При контроле качества обсуждаются ошибки и способы их предупреждения. При оценке процесса обучения рассматриваются возможные альтернативные пути и сокращение времени обучения. Типы направляющих текстов Наводящие вопросы для проекта. Метод направляющего текста в системе профессионального обучения произошел из проектной формы обучения. Поводом для его возникновения послужили организационные проблемы. Поскольку отдельные учащиеся или группы выполняют свои проекты с различной скоростью, то мастеру было трудно найти подходящий для всех учащихся момент времени для проведения инструктажа. Благодаря направляющему тексту самостоятельный инструктаж можно проводить тогда, когда возникает необходимость в получении знаний для освоения новых навыков. Реализация проектного обучения предполагает овладение учащимися определенными знаниями и навыками для выполнения своего проекта. В этом случае наводящие вопросы выполняют роль посредника между информацией и проектом. Руководствуясь ими, учащиеся должны самостоятельно найти знания из соответствующего информационного материала, необходимые для выполнения проекта. Чтобы наводящие вопросы выполнили роль посредника, они, во-первых, должны соответствовать теме самого проекта, а во-вторых, обеспечить тщательное планирование деятельности обучающихся для систематического усвоения знаний. Руководство для экспериментальных упражнений. Направляющие тексты для экспериментальных работ должны содержать точное руководство по выполнению эксперимента, управлению конкретными наблюдениями и формированию на их основе обобщенных знаний. Способность поставить себя на место учащегося и предварительно мысленно проиграть учебный процесс, в котором они находятся, является особо важной при составлении наводящих вопросов. Эти вопросы должны направлять внимание учащихся на определенные процессы. Для того, чтобы наиболее точно сформулировать наводящие вопросы, необходимо представить себе, какие знания и умения должны быть освоены учащимися при выполнении эксперимента. При этом важно, чтобы наводящие вопросы содержали информацию не только о предметных, но и о специальных знаниях и умениях, необходимых для общения и мысленного структурирования. Такие наводящие вопросы осуществляют руководство по превращению абстрактной информации в конкретные представления. В целенаправленной помощи особенно нуждаются слабоусваивающие учащиеся, поскольку у них, как правило, не сформированы умения, необходимые для выполнения задания. Если задание недостаточно структурировано, то метод направляющего текста может быть использован ограниченно, т. к. требует больших временных затрат. Наводящие вопросы для учебных курсов. Работа с направляющими текстами в процессе выполнения проектов показала, что самостоятельно полученные знания эффективнее, чем традиционный инструктаж учащихся мастером, поэтому решили использовать преимущества работы по направляющим текстам и для курсового обучения. Наводящие вопросы для выполнения работы, проводимой при изучении теоретического учебного курса, стали руководством для самостоятельного усвоения знаний, необходимых для выполнения упражнений. При теоретическом курсовом обучении учащимся трудно увидеть практическую значимость отдельных навыков, т. к. они не знают реального рабочего процесса; поэтому важно, чтобы направляющие тексты помогали им в этом. При использовании направляющих текстов при курсовом обучении мастер поддается большому искушению - обсуждать результаты работы со всей группой. Активность обучающихся в этом случае низкая, т. к. каждый из них не опрашивается непосредственно и профессиональный разговор сводится к инструктажу, при котором задаются вопросы, а мастер дает на них правильные ответы. При этом снижается эффективность работы по направляющим текстам. Направляющие тексты для конкретных рабочих мест. Аналогично, как и в работе по выполнению проектов, с помощью направляющих текстов можно успешно осуществлять руководство работой на определенных рабочих местах. Формулирование наводящих вопросов упрощается в этом случае настолько, насколько конкретнее деятельность, которая должна выполняться на соответствующем рабочем месте. Особенно важным для направляющих текстов этого вида является передача информации об окружающей рабочей среде и об условиях работы на конкретном рабочем месте. Поэтому необходимо задавать вопросы о том, как организован отдел предприятия, откуда приходят рабочие задания, куда отправляются готовые продукты и какое значение имеют определенные требования качества. Сложность использования направляющих текстов для конкретного рабочего места вызвана тем, что требования к конкретным рабочим местам часто меняются, поэтому необходимо систематическое обновление таких направляющих текстов. Направляющие тексты для ознакомления. Направляющие тексты для ознакомления могут использоваться в тех случаях, когда учащихся необходимо познакомить с рабочими местами или целыми рабочими отделами. В отличие от направляющих текстов для рабочего места они знакомят обучающихся с их будущей трудовой деятельностью. Так, с введением большого количества автоматизированных производственных установок становится все сложнее обучать непосредственно на рабочем месте. Управление установками может осуществляться только опытными специалистами, а в результате наблюдения за работой установки с управляющей площадки можно ознакомиться только с некоторыми аспектами. В этом случае направляющие тексты окажут помощь в понимании сущности технологических процессов и условий их реализации в соответствии с выбранным способом изготовления продукта. Выполнение задания может осуществляться как индивидуально, так и в группе. На крупных заводах, работающих в несколько рабочих смен, сложно определить качество полученной информации непосредственно на рабочем месте. Поэтому по окончании выполнения задания необходимо проводить обсуждение результатов работы в группе с квалифицированным мастером. Знания для выполнения задания могут быть получены как из внутрипроизводственной информации, так и из специальной литературы. Направляющие тексты для типовых задании. Типовыми заданиями называются задания, целью которых, как и целью проектных работ, является изготовление пригодных для потребления продуктов. В то время как в проектах, выполняемых в процессе профессиональной подготовки, с помощью чертежей ставится задача изготовления конкретного изделия, как, например, паровой или любительской машины, в типовых заданиях речь идет о типичных для данной профессии постановках задач, конкретная реализация которых поначалу остается открытой. К типовым заданиям относятся, например, замена подшипника или изготовление окна. При формулировке задания не играет большой роли тот факт, идет ли речь о проекте или о типовом задании. Однако типовое задание предъявляет к формулировке наводящих вопросов особые требования. Например, если в проекте можно задавать вопросы по конкретным деталям чертежа, то это невозможно сделать для типового задания, поскольку чертеж для него, если он вообще понадобится, будет предоставлен только в связи с конкретным заказом. То есть наводящие вопросы для типового задания должны формулироваться в более общем виде, чем для проекта. В связи с вышеназванными причинами наводящие вопросы для типовых заданий охватывают более абстрактные явления, чем наводящие вопросы для проектов. Что конкретно подразумевается под соответствующим вопросом, учащиеся должны выяснить для себя самостоятельно по данному им заданию. Поэтому при составлении вопросов главным является набросать общий подход к выполнению задания. Как и во всех предшествующих типах направляющих текстов, обучающему необходимо представить себе, как это будут делать обучающиеся, как они будут решать эти проблемы. Для такого типа направляющих текстов представить все это довольно сложно, поскольку задания могут быть самыми различными. Наградой за проделанную работу по составлению направляющих текстов для типовых заданий является их универсальность в использовании, т. к. их применение не ограничивается только учебными мастерскими на крупных предприятиях, как это происходит с направляющими текстами для проектов. | |
Просмотров: 349 | |
Всего комментариев: 0 | |